Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом или седьмое воскресенье перед Пасхой. В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим Евангельским чтением,
христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье.
Изгнание праотцов наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния. Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.
Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.
Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.
И ныне благочестивые сыны Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.
В этот день устраивались проводы Масленицы: молодежь ездила по деревне с чучелом, пелись песни до самого вечера. Иногда "поезд" собирал до 100 лошадей. Когда темнело, на самом высоком месте близ села сжигалась Масленица на костре, приготовленном еще с утра. В огонь бросали ритуальную пищу: блины, яйца. Костер собирал много народу - люди веселились, танцевали, пели песни. Танцевали люди, высоко подпрыгивая, чтобы лен рос таким же высоким. Пепел от костра развеивали по полю и втаптывали в песок, чтобы разбудить землю, наградить ее плодородием.
Раньше в этот день было принято навещать родственников, друзей и знакомых, обмениваться поцелуями, поклонами, просить прощения друг у друга и мириться с ближними, если какие и были обиды.
В воскресенье за стол садились 7 раз по количестве недель Великого поста, а вечером семьи в последний раз перед строгим воздержанием вкушала животную пищу. После ужина оставленное накрывали белой скатертью и овечьей шкурой, чтобы уберечь семью от склок и конфликтов. В некоторых местностях наоборот - остатки еды сжигали, а посуду тщательно мыли.
В прощеное воскресенье надо обязательно уснуть до 12 ночи, чтобы на утро легко и приятно проснуться.
В старину говорили:
"Лучше с себя что заложи, а Масленицу проводи достойно!" И сегодня прощения просят, милосердные дела творят.
Простить надо обязательно, а если обида велика - сказать: «Бог простит».